Цвета сайта:
Размер шрифта:
Изображения
Выкл
Обычная версия сайта

Авторизация

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

155800 Ивановская область, г.Кинешма, ул.им.Ленина, д.12

Тел.: 8(49331) 5-51-05
Факс: 8(49331) 5-51-05

E-mail: root@mrkineshma.ru

Актуальные вопросы лесного законодательства и природоохранной практики

30.04.2025

Актуальные вопросы лесного законодательства и природоохранной практики

1. Ивановская природоохранная прокуратура выявила нарушения в лесовосстановлении: итоги проверки

Краткое содержание: Статья посвящена результатам совместной проверки Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры и Комитета по лесному хозяйству. Описаны выявленные нарушения, меры ответственности для должностных лиц и лесовосстановительные мероприятия на площади свыше 1200 гектаров.

Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству проведена проверка соблюдения лесного законодательства. В ходе проверочных мероприятий в деятельности арендаторов лесных участков выявлены нарушения, выразившиеся в непроведении лесовосстановительных работ.

По постановлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора 8 должностных лиц привлечены к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ (нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению).

По результатам рассмотрения представлений, внесенных прокуратурой, лесопользователями организован комплекс лесовосстановительных мероприятий, на площади свыше 1200 гектаров.

В отношении 20 ответственных должностных лиц, применены меры дисциплинарного воздействия в соответствии с трудовым законодательством.

Принятые меры направлены на обеспечение соблюдения природоохранного законодательства и сохранение лесных ресурсов региона. Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.

2. Новые правила охотничьего хозяйства в лесах: разъяснения от Ивановской природоохранной прокуратуры

Краткое содержание: Статья освещает изменения в законодательстве об использовании лесов для охотничьего хозяйства, которые вступают в силу с 1 сентября 2025 года. Рассмотрены ключевые нововведения, обязанности пользователей и рекомендации по соблюдению новых требований.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвердило новый нормативный акт, регулирующий порядок использования лесных угодий для целей охотничьего хозяйства. Приказ вступает в юридическую силу 1 сентября 2025 года и будет действовать в течение шести лет.

Документ устанавливает четкие правовые рамки для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства. В частности, дифференцированы условия использования лесных ресурсов в зависимости от характера планируемой деятельности. Для случаев, не связанных с проведением рубок лесных насаждений или созданием объектов охотничьей инфраструктуры, предусмотрена возможность ведения хозяйственной деятельности без оформления права аренды лесного участка.

При необходимости создания объектов охотничьей инфраструктуры (некапитальных строений и сооружений) законодатель обязывает заключать договор аренды. При этом срок такого договора не может превышать период действия охотхозяйственного соглашения.

Нормативный акт детально регламентирует права и обязанности пользователей лесных ресурсов. К числу основных обязанностей отнесены: соблюдение целевого назначения использования лесов, своевременное внесение арендных платежей, выполнение лесохозяйственных регламентов, проведение противопожарных и санитарно-оздоровительных мероприятий. Особое внимание уделено вопросам восстановления нарушенных лесных участков.

Приказом утвержден исчерпывающий перечень видов охотничьей деятельности, которые могут осуществляться без предоставления лесных участков. В перечень вошли семь категорий, включая промысловую, любительскую и спортивную охоту, научно-исследовательскую деятельность, а также охоту в целях обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

Следует отметить, что по сравнению с предыдущей редакцией из перечня исключена организация охоты для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях. Для такой деятельности теперь в обязательном порядке требуется оформление арендных отношений.

Новые положения направлены на оптимизацию лесопользования в сфере охотничьего хозяйства, обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью и сохранением лесных экосистем. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим соответствующую деятельность, рекомендуется заблаговременно ознакомиться с изменениями в регулировании и привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями.

3. Транспортировка дров под контролем: что изменилось с марта 2025 года

Краткое содержание: Материал информирует о новых правилах перевозки дров, введенных Рослесхозом. Особое внимание уделено обязательному учету, оформлению электронных сопроводительных документов и оснащению транспорта системами спутникового контроля.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) выпустило разъяснения о порядке перевозки дров, которые вступили в силу 6 марта 2025 года. Документ уточняет требования к оформлению электронных сопроводительных документов (ЭСД) и оснащению транспорта системами спутникового контроля.

Ключевые изменения:

1. Обязательный учет дров.

- Под контроль попадают круглые лесоматериалы (бревна), используемые как топливо.

- Учет ведется по 11 кодам ОКПД 2, различающимся по породам древесины.

- Колотые дрова (код 02.20.14.130) не подлежат обязательному учету.

2. Требования к транспортировке:

- Обязательное оформление ЭСД для дров, подпадающих под регулирование;

- Оснащение автомобильного транспорта аппаратурой спутниковой навигации (АСН);

- Исключения по оформлению ЭСД (ч.3 ст.50.4 Лесного кодекса) не распространяются на требования по АСН.

Почему это важно?

Новые правила направлены на:

- Борьбу с незаконной вырубкой и оборотом древесины;

- Повышение прозрачности лесоперевозок;

- Создание единой системы учета лесных ресурсов.

Изменения касаются всех участников рынка - от заготовителей до перевозчиков древесины. Несоблюдение новых правил может повлечь административную ответственность.

Нормативная база

Письмо Рослесхоза от 06.03.2025 № ИС-04-54/5741

4. Запрет на заготовку редких деревьев: разъяснения Ивановской природоохранной прокуратуры

Краткое содержание: Статья содержит информацию о новом перечне запрещенных к заготовке деревьев и кустарников, утвержденном Приказом Минприроды. Описаны меры ответственности за нарушения и актуальные методы контроля, включая космический мониторинг.

В связи с вступлением в силу Приказа Минприроды России от 14.03.2025 № 102 установлен новый перечень деревьев и кустарников, заготовка древесины которых запрещена. Данные меры направлены на сохранение биоразнообразия и предотвращение незаконной вырубки ценных и редких пород.

Лесной кодекс РФ (ст. 29) регулирует порядок заготовки древесины, которая осуществляется на основании договоров аренды лесных участков или государственных/муниципальных контрактов. Лесопользователи обязаны соблюдать:

- целевое назначение вырубки (только для определённых видов использования);

- нормативы по объёмам заготовки;

- требования по охране и воспроизводству лесов (включая запрет на сплошные рубки в защитных лесах).

Заготовка допускается только в отведённых зонах, с обязательным лесовосстановлением. Однако некоторые породы деревьев и кустарников полностью исключены из хозяйственного оборота.

Какие деревья и кустарники запрещено заготавливать?

Приказ Минприроды № 102 вводит 56 видов, включая:

Редкие и исчезающие породы (бархат амурский, тис ягодный, самшит);

Ценные плодовые деревья (груша, яблоня, вишня, абрикос);

Регионально значимые виды (кедр корейский, береза карельская, дуб зубчатый).

Полный перечень включает как деревья (50 видов), так и кустарники (6 видов), например, клекачку колхидскую и падуб Сугероки. Запрет действует до 1 сентября 2031 года и распространяется на все виды рубок, кроме санитарных (в исключительных случаях).

Ответственность за незаконную вырубку

Нарушение запрета влечёт административную или уголовную ответственность:

По ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ – штрафы для граждан (3–4 тыс. руб.), должностных лиц (20–40 тыс. руб.), юрлиц (200–300 тыс. руб.), а также конфискация древесины.

По ч. 1 ст. 260 УК РФ – если ущерб превышает 5 тыс. руб. (значительный размер), возможны штрафы (до 500 тыс. руб.), обязательные работы или лишение свободы (до 2 лет). При особо крупном ущербе (свыше 150 тыс. руб.) срок может достигать 7 лет.

Прокуратура напоминает, что контроль за соблюдением лесного законодательства усиливается, а незаконные рубки выявляются с помощью космического мониторинга и рейдовых проверок.


Возврат к списку